
Детский телефон доверия 8-800-2000-122

Паспорт дорожной безопасности
Телефоны вызова экстренных служб

Методические рекомендации Управления Роскомнадзора по Дальневосточному Федеральному округу
Методические рекомендации Министерства образования Сахалинской области
ДЕТСКОЕ ВОРОВСТВО
Детское воровство – один из самых распространенных типов трудного поведения. Почти каждый ребенок хотя бы одни раз пробует что-нибудь украсть.
Реакции родителей
Неправильные: растерянность, страх, паника, обвинения и/или самообвинения, наказание или игнорирование.
Основные причины детского воровства
Несформированность социальных норм.
Воровство в дошкольном возрасте имеет свои специфические черты и если разобраться, то в прямом смысле слова воровством не является. Понятия "моё", "твое", "чужое" и пр. абстрактны и поэтому малодоступны. Непонимание границ. Ребенок не осознает разницы между "моим" и "нашим" в семье. Он может взять из дома вещи, не воспринимая их продажу или дарение как кражу.
У детей постарше (от 8 до 10-11 лет) воровство часто бывает связано с недостаточным развитием волевой сферы: ребёнку тяжело на свое "хочу!" самому себе твёрдо сказать "нет!". Ребенок может украсть просто потому, что это очень легко, а удержаться от соблазна, наоборот, трудно
Детям очень трудно справиться с соблазном, хотя они знают, что воровать нехорошо, но не в силах противостоять импульсам.
Произвольное поведение, подчиненное внутренним социальным нормам, обычно формируется к 6-7 годам. Но у некоторых детей с этим возникают трудности. Обычно эти дети более подвижны и возбудимы, им трудно не только сдерживать свои желания, но и просто спокойно сидеть на уроке и внимательно слушать учителя. Причиной импульсивности могут быть и серьезные психические отклонения, и особенности темперамента (повышенная активность), и временные невротические реакции на какие-либо психические травмы (развод родителей, переезд, поступление в школу).
Наличие сильной неудовлетворенной потребности.
Детям, живущим в условиях дефицита, труднее контролировать свои желания, когда они сталкиваются с тем, чего им сильно не хватает.
Эмоциональные проблемы в семье.
Ребенок может бессознательно стремиться привлечь внимание родителей, пусть даже это будет гнев, возмущение и наказание. Сами деньги при этом часто тратятся на пустяки, нерационально. Воровство так же может являться способом сплочения семьи (родители объединяются, если у ребенка возникают проблемы).
"Двойная мораль"
Родители внушают ребёнку, "что брать чужое нельзя", а сами приносят с работы то, что "плохо лежит". Ребёнок, искренне веря в авторитет и непогрешимость родителей, следует их примеру и долго не может понять, за что его ругают, если он поступает, как мама и папа.
Клептомания (от греч. "klepto" - похищаю,"mania" - безумие)
Психическое отклонение, проявляющееся в навязчивом "внезапно возникающем влечении к хищению вещей". Является достаточно редким явлением. Этим заболеванием страдают около 0,05% людей на всём земном шаре, при этом в детском возрасте она практически не встречается.
Профилактика
Не провоцировать
Самая простая мера профилактики детского воровства. Например, не разбрасывать деньги по квартире, а хранить в недоступном для ребенка месте.
Наличие собственных вещей
Ребенок должен иметь собственные вещи и возможность распоряжаться ими, в том числе дарить, портить и уничтожать. Важно четко очертить для ребенка границу между его собственными вещами и общими, которыми он имеет право пользоваться, но не имеет права распоряжаться.
Карманные деньги.
Эффективным способом профилактики воровства является также выделение ребенку карманных денег. Собственные деньги воспринимаются детьми с большой ответственностью. Как правило, даже семилетние дети распоряжаются регулярно выдаваемой им суммой очень разумно, а лет с девяти начинают их копить на крупные покупки, что свидетельствует об успешном преодолении своей импульсивности. Поэтому из тех значительных сумм, которые тратятся на ребенка , стоит часть выдавать на руки. Это позволяет сэкономить не только деньги, но и нервы.
Обсуждать случившееся и объяснять последствия.
Рассказать о последствиях такого поступка в ракурсе переживаний и чувств человека, лишившегося любимой вещи.
Не возвращаться к тому, что произошло (после того как ситуация была разобрана), т.к. этим только закрепляется данный поступок в сознании ребёнка.
ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ РЕБЁНОК УКРАЛ
Правило 1: Четко высказать отрицательную оценку действиям ребёнка (действиям, а не личности), с конкретным запретом на воровство.
Правило 2: Рассказать о последствиях такого поступка в ракурсе переживаний и чувств человека, лишившегося любимой вещи.
Правило 3:Удержаться от навешивания ярлыков на ребёнка, называя его "воришкой", и пр. Нельзя клеймить, красить образ в черный цвет: иначе плохой поступок может действительно превратиться в суть личности: мама говорит - значит, я действительно такой!
Правило 4: Не обсуждать возникшую проблему с посторонними людьми в присутствии ребёнка. Золотое правило воспитания гласит: ругай наедине, хвали - при всех.
Правило 5: Обращение к ребёнку: "Как ты мог?" и пр. является бесполезным и даже вредным (это правило имеет большую актуальность для родителей дошкольников).
Правило 6: Избегать сравнений с другими детьми и с самим собой в детстве: "вот я никогда ...".
Правило 7: Обсуждая случившиеся, помнить, что сильные негативные чувства могут способствовать тому, что ребёнок будет скрывать все поступки, которые сочтёт стыдными, плохими.
Правило 8: Не возвращаться к тому, что произошло (после того как ситуация была разобрана), т.к. этим вы только закрепите данный поступок в сознании ребёнка.
Правило 9: По возможности исключить ситуации, провоцирующие воровство.
Правило 10: Помнить о том, что воровство может быть реакцией на семейное неблагополучие, ошибки в системе воспитания.
Как вести себя, если вы подозреваете ребенка в воровстве?
- Если ребенок "не пойман за руку", невзирая ни на какие подозрения не спешите его обвинять. Помните о презумпции невиновности.
- Нельзя угрожать, бить в сердцах детей по рукам, приговаривая, что в древности ворам отрубали руку, угрожать в следующий раз сдать их в милицию. Будьте предельно осторожны, проявляйте чуткость, ведь перед вами не вор-рецидивист, а ребенок. От вас зависит, каким он вырастет. Поспешив, дав волю своему негодованию, вы можете испортить ребенку жизнь, лишить его уверенности в праве на хорошее отношение окружающих, а тем самым и уверенности в себе.
- Разделите с ребенком ответственность, помогите ему исправить положение.
- Дайте ребенку понять, как вас огорчает то, что происходит, но старайтесь не называть происшествие "воровством", "кражей", "преступлением". Спокойная беседа, обсуждение ваших чувств, совместный поиск решения любой проблемы лучше выяснения отношений.
- Постарайтесь понять причины такого поступка. Возможно, за фактом кражи кроется какая-то серьезная проблема. Например, ребенок взял дома деньги, потому что с него требуют "долг", а ему стыдно в этом признаться, или он потерял чью-то вещь, и эту потерю требуется возместить...
- Попробуйте вместе с ребенком найти выход из сложившейся ситуации. Помните - это должно быть совместное решение, а не ваш приказ.
- Украденную вещь необходимо вернуть владельцу, но необязательно заставлять ребенка делать это самостоятельно, можно пойти вместе с ним. Он должен почувствовать, что каждый человек имеет право на поддержку.
- Если вы уверены, что вещь взял ребенок, но ему трудно в этом сознаться, подскажите ему, что ее можно незаметно положить на место. Например, для маленьких детей подойдет следующий ход: "У нас дома, видимо, завелся домовой. Это он утащил то-то. Давай поставим ему угощение, он подобреет и вернет нам пропажу". Вообще, оставляйте ребенку пути к отступлению.
- Причиной воровства может быть не только попытка самоутвердиться или слабая воля, но и пример друзей, так называемое воровство "за компанию". В младшем возрасте ребенку часто достаточно объяснить, что он поступает нехорошо, и оградить от общения с подбивающими его на плохие поступки детьми. В подростковом возрасте все гораздо серьезнее. Ребенок сам выбирает себе друзей, и ваши уверения, что они ему не подходят, могут произвести прямо противоположенное действие. Подросток отдалится от вас и начнет скрывать, с кем и как он проводит время.