ПФДО
 

 

 

 

Детский телефон доверия 8-800-2000-122

телефон доверия
 

Паспорт дорожной безопасности

 

Телефоны вызова экстренных служб

 

Ответственный по антикоррупции

 

Методические рекомендации Управления Роскомнадзора по Дальневосточному Федеральному округу

 

Методические рекомендации Министерства образования Сахалинской области

 

Учебная мотивация.

Наверняка, все из вас хотят, чтобы дети хорошо учились, чтобы с интересом относились к учебе, но все чаще и чаще мы слышим такие слова от детей и учителей: не интересно, не заинтересованы.

Мотивация (от латинского корня, означающего "двигать" внутреннее побуждение, интерес, заинтересованность, желание, стремление к чему-то.

В структуре учебной мотивации уже традиционно выделяют внутренние (познавательные мотивы) и внешние (социальные).

1. Внутренние (познавательные) мотивы.

2. Внешние (социальные) мотивы.

Связаны с потребностями ребенка в общении с людьми, в их оценке и одобрении, с желанием ученика занять определенное место в системе доступных ему общественных отношений.

Главная задача родителей - развивать у ребенка внутренние мотивы.

Экспериментально было показано, что высокая мотивация у детей только в таких семьях, где родители постоянно повышали уровень своих требований к детям и одновременно умели оказывать им ненавязчивую помощь и поддержку, а также отличались мягкостью и теплотой в общении со своими детьми. И, напротив, в семьях, где родители либо игнорировали своих детей, либо были безразличны к ним, либо осуществляли очень жесткий надзор, чрезмерную опеку над ними, у детей, как правило, доминирующими становилось стремление избегать неуспеха и, следовательно, формировался низкий уровень мотивации достижения в целом.

Причина спада школьной мотивации:

У подростков наблюдается “гормональный взрыв” На фоне гормонального взрыва, который у девочек бывает в 11–12 лет, а у мальчиков – в 12–13, процессы возбуждения в коре головного мозга идут очень быстро, а процессы торможения – медленно. А это значит, что подростков любая мелочь отвлекает, заводит и раздражает, а вот остановиться, затормозить им не просто. Конечно, в таком состоянии трудно сосредоточиться на уроках, сконцентрировать внимание, не отвлекаться. Да и память их подводит нередко из-за того же: когда интересно – все запоминается легко, а стало скучно – ну ничего не задерживается в голове.

Отношение ученика к учителю. Конфликт с учителем негативно сказывается на изучение его предмета. Личная неприязнь ребенка на подсознании создает сопротивление к усвоению предмета. Низкий авторитет учителя снижает важность предмета.

Личная значимость предмета. Если предмет не нравиться, то усвоение материала идет трудно.

Непонимание цели учения.Зачем мне это нужно? для чего я учусь? как мне это пригодится в жизни? Зачатую дети не знают ответа на этот вопрос.

Страх перед школой.Страх перед школой характерен не только для первоклассников. Страхи могут отличаться у детей. Если страх первоклассника связан в основном с незнанием того, что ему предстоит. Что же касается детей старшего возраста, которые уже ходили в школу, у них, помимо перечисленных выше причин боязни школы, могут также быть причины, связанные со сложностями в общении со сверстниками. Дети могут бояться идти в школу, потому что там придется встречаться и общаться с теми, с кем они не хотят контактировать или у них это не получается.

Причиной страха школы у ребенка может быть и то, что он боится учителя или учителей.

Основой страха идти в школу может быть и то, что ребенку нелегко даются какие-то школьные предметы. Особенно сложно детям, которые не имеют помощи со стороны родителей в этом вопросе. Дети в таком случае могут опасаться похода в школу, так как боятся, что не справятся, и их будут ругать.

Особенности родительского поведения также могут способствовать развитию боязни школы у детей. К примеру, у родителей, которым свойственна гиперопека, дети могут бояться идти в школу, так как чрезмерное внимание со стороны родителей возрастет в сравнении с тем, что было летом. Сильное желание родителей, чтобы ребенок был успешный, также может вызвать опасения школы у ребенка: он будет бояться расстроить или разозлить родителей.

Возрастные особенности (если в начальных классах дети учатся ради мамы, бабушки, ну и ради того, что это игра, что то новое, они знакомятся с этим миром, то уже к 5 классу они уже более менее познакомились и начинаются др интересы. Это время интереса к собеседнику, к противоположному полу, к обществу, а если говорить про более старших подростков – это вопросы зачем я? Кто Я? Зачем я живу и учеба там нигде не вписывается.

Повышенные ожидания родителей и учителей. Завышенные требования, не соответствующие способностям ребенка. «Вася вон, все успевает, пятерки приносит, а ты балбес и лентяй». На ребенка возлагается слишком большая ответственность и он боится, не оправдать ожиданий родителей.

Итак, как мотивировать детей на учебу.

Тысячекратно цитируется применительно к школе древняя мудрость: можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя. Да, можно усадить детей за парты, добиться идеальной дисциплины. Но без пробуждения интереса, без внутренней мотивации освоения знаний не произойдёт, это будет лишь видимость учебной деятельности.

Как же пробудить у ребят желание «напиться» из источника знаний? В чем сущность потребности в знаниях? Как она возникает? Как она развивается? Какие педагогические средства можно использовать для формирования у учащихся мотивации к получению знаний?

Мотивация к обучению запрограммирована в нас от природы: полученное знание или овладение новым умением вознаграждается выплеском гормонов счастья. Обучение можно даже превратить в одержимость, поэтому очень важна правильная дозировка стимуляции. Если ребенок не знает точно, сможет ли он сделать задание, и, тем не менее, справляется с работой, степень ощущения успеха наивысшая. И, конечно же, мотивация к обучению у школьника становится очень сильной. Наверняка, Вы и сами могли наблюдать признаки мотивации к обучению у своего ребенка: у него сияли глаза, он сосредоточенно делал уроки или учил что-то, получая от этого ни с чем несравнимое удовольствие!

А вот если ожидаемого вознаграждения или похвалы не следует или предъявляются завышенные требования, система вознаграждения лопается. То же самое происходит, если успех становится чем-то само собой разумеющимся. И в этом случае сформировать у школьника желание учиться будет практически невозможно.

Поэтому

Необходимо отмечать успехи, показывать ребенку его продвижение вперед. Недолжно быть наказания за неудачи. Неудача сама по себе является наказанием. Обязательно проговаривайте с ребенком все ситуации, когда он прилагал много усилий для преодоления трудностей в учёбе и у него это получилось. Объясните ребенку, что неуспех часто является следствием недостаточно затраченных учеником усилий, а не трудностью задания или отсутствием способностей.

Обратить внимание на свое поведение. Ведь всем известно, что ребенок с малолетства начинает подражать родителям. К тому же очень важно отношение родителей к учебе. Если ребенок слышит от них фразы “а ну ее, эту школу”, “мучаться скоро пойдешь” и т.п., то вряд ли он заинтересуется тем, что не нравится даже его родителям, которым его “абы пристроить”. Действия взрослого – поменять отношение к школе и учению в целом.

Показать пример познавательной деятельности. В большинстве семей отсутствуют познавательные ценности. А видел ли ребенок вас с книгой, или в моменты, когда вы занимались какой-либо познавательной деятельностью.

Оказывать ненавязчивую помощь. Очень часто совместное делание домашнего задания превращается в ссоры и скандалы. Не превращайте выполнение ребенком домашних заданий в орудие пыток. Поощряйте своего ребенка за хорошо выполненное домашнее задание, хвалите его, радуйтесь его результатам. Не бросайтесь помогать ребенку выполнять все задания, предлагайте свою помощь, только если задание действительно сложно для него. Если родители сидят за уроками с детьми от и до, то они лишают его самостоятельности. Если же родители совсем не помогают с уроками, мотивируя это тем, что уроки заданы тебе, а не мне, то ребенок обижается, чувствует себя покинутым и это сказывается на качестве выполнения задания.

Научить планировать свою деятельность. Часто ребенок ждет когда придет мама и с мамой мы сделаем уроки. Почему то у мамы получается все здорово, она знает, как это все сделать, у мамы есть некий план, алгоритм действий, а у ребенка этого нет, он не знает с чего начать, поэтому очень важно научить ребенка планировать свою деятельность самостоятельно. Научить правильно распределять время. Ребенок должен научиться ценить свое время. Со временем ему самому придется научиться правильно управлять своим временем. Если он научится ставить перед собой конкретное задание, то это будет сильнее побуждать его к деятельности.

Использовать интерес к людям, организующим процесс обучения

Показывайте положительное отношение к школе, так как дети должны видеть, что родители высоко оценивают роль образования. Если даже в проблемах ученика виновата школа или учитель, вы должны быть осторожны в своих высказываниях в адрес педагогов.

Возможность общаться в ходе учебного процесса и выстраивать ценные для него отношения с педагогом - для многих огромный стимул. Не понижать авторитет преподавателя в глазах ребёнка, быть осторожным при осуждении его действий. Ещё сильнее «опустив» педагога в глазах ребёнка, вы рискуете тем, что у него ваш сын или дочь уже совсем ничему не научится. Более того, ребёнок может привыкнуть списывать свои собственные неудачи на учителей и в дальнейшем.

Оказывать внимание. Если ребёнок не получает достаточного семейного внимания, вряд ли можно ожидать от него успехов в учёбе. Внимание, забота, любовь и ответственность - необходимые составляющие в воспитании ребенка, залог его успеха в будущем.Поговорите с ребёнком о его отношении к учёбе: почему он учится, чего боится больше всего (разочаровать родителей, сделать ошибку и т.д.)

Занимайтесь со своими детьми, помогайте им. Не оставляйте в трудном деле ребёнка одного. Помните! Процесс образования – самое трудное дело в жизни человека.